Вторник, 07.01.2025, 20:08
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Главная » 2010 » Февраль » 22 » Хвастались хасиди на Умань идя...
14:05
Хвастались хасиди на Умань идя...
В конце сентября в Умань пришел... Новий год. Иудейский Новый год. У них это называется Рош а-Шана, свято обновления. Отпраздновать его ежегодно в небольшой городок Черкасской области приезжают тысячи паломников-хасидов. Это одно из ортодоксальных течений иудаизма. Почему в Умань? Именно здесь умер один из самых выдающихся деятелей этого религиозного направления иудаизма, цадик Нахман, которого его последователи считают святым праведником.
В этом году в Умань планировало приехать около 25 тысяч евреев со всего мира, однако реально их было до 40 тысяч. Хотя для небольшой Умани это тоже большое количество, характерные черные фигуры можно было увидеть чуть ли не во всех районах города. В Умани есть что-то наподобие "Чайна- тауна" - так сказать, хасидский анклав, который имеет совершенно привычное название - Пушкинский микрорайон. Центральная улица здесь конечно Пушкина. Это настоящий променад, на котором человека славянской внешности в дни паломничества встретишь не часто. А если такой и найдется, то будет с интересом оглядываться вокруг, на колоритных людей в черных халатах и широкополых шляпах. Больше всего бросаются в глаза пейсы - волосы на висках, которые присматривают с особенным вниманием. Мы видели много хасидов, которые с помощью деревянных палочек скручивали пейсы в спиральку или наматывали на палец. Хотя взаимопроникновение культур разных народов коснулось и ортодоксальной молодежи. Это и молодые люди с дредами вместо дедовских пейс, и химическая завивка волос а-ля негритянские прически 70-ых, хотя таких "продвинутых", конечно, немного. И главное, вокруг ни одной женщины. Если такая и случалась, то это была украинка. Одна женщина на тысячу мужчин. Наши выглядели, как попугайчики среди по-вороньему шумной черно-белой толпы.
За тем, чтобы женщины попадались реже всего, следила милиция.
Улицу Пушкина за несколько сотен метров до могилы ребе Нахмана перегораживал милицейский пост, который очень неохотно пропускал женщин. Исключение составляли лишь жительницы соседних домов, которые подтверждали свое право пройти к хасидам пропиской в паспорте.
"Как вас пропустили сюда?! Будьте осторожны с ними", - обратились к моей спутнице. Дело в том, что у ортодоксалов во время праздника посмотреть на женщину - грех. Поэтому особенно набожные могут себя повести неадекватно. Жительница соседнего с синагогой дома имеет свой опыт: "На соседку наехали на мотороллере. Наши мужчины возмутились мотороллер забрали и сдали в милицию. Но мы видим - опять он на нем ездит". Ее дочка добавляет: "Как из подъезда выходила, один пейсатый за грудь больно схватил. Я испугалась! Дикари!".
Интересно, что группку собеседниц мы встретили как раз скраю от мужской толпы в закрытой для женщин зоне. Оказалось, что это жительницы соседних домов вышли на импровизированный митинг протеста.
"Но мы преднамеренно им глаза мозолим, в морду им, потому что указывают нам, где ходить, а где нет, мы здесь живем и где хотим, там и гуляем", - утверждают женщины.
Вокруг много милиции. Район в котором проживают паломники, оцеплен по периметру, перекрыто движение машин по дорогам через квартал. Милиция постоянно цепляется к женщинам: "Кто, откуда, что здесь делаешь".
"А что, были проблемы?" - спрашиваем мы. "Да бывало, в том году было несколько инцидентов, девушке в короткой юбке одежду порвали, а в этом пока еще все нормально, и как стемнеет то лучше уходите", - рекомендует милиционер. Он прав. Зачем тревожить религиозные чувства верующих. А недоразумения, которые периодически возникают между местными и паломниками, лежат в плоскости разницы культур. Женщины, которые общались с нами, жалели женщин хасидив, которые, по их утверждению, бреются наголо, потому что показывать волосы даже своему мужчине - это грех, они становятся лишним атрибутом женственности и от них избавляются. Хотя наши собеседницы нашли и хорошую сторону в жизни жены хасида: "Они не работают, занимаются детьми, а семью обеспечивает мужчина". "Вот, видите, идет хасид в круглой норковой шапке", - указывают они на группу из пяти паломников среди которых один выделяется круглой, как колесо, широкой шапкой, - "Это такая шапка, штраймла по ихнему, стоит где-то тысячу баксов, у них это признак обеспеченности"- указывают наши всезнающие женщины. "Все равно они очень скупы, за один доллар будет два часа торговаться, что стоит один доллар, то хорошо, что больше десяти, то слишком дорого. Да еще дерут деньги друг с друга. Перед праздником приезжают и снимают у нас квартиры дешево, а как уже приедут другие, то они им сдают, но уже подороже", - жалуется одна из участниц протестных посиделок. "Так что же вам мешает сдавать квартиры другим за большую плату?" - интересуемся мы. "Где же там, нужно, чтобы все было подготовлено, чтобы подходило под их обычай, потому что как будет что-то, что им запрещено, или против веры, то поломают или разобьют и деньгами не возместят, мы уже научены. Потому что была бы нормальная зарплата, разве унижалась бы я так? Ночуем с мужем в подвале дома, что напротив. Что поделаешь, у нас дочка в Киеве в университете учится, нужно за учебу платить, поэтому должны терпеть. А как закончит учебу, то мы сдавать квартиру уже не будем, не хочу я этих гостей", - делится своим женщина, которая подошла к нашей компании. Ей кивают другие женщины, они жалуются, что хасиды очень нечистоплотны (вокруг и в самом деле кучи мусора) и жарят шашлыки на. балконах.
Кстати, козу или козла покупают живыми и режут, где придется.
Как выяснил журналист в разговорах с жителями Умани, от ежегодного нашествия паломников местным немного пользы. Кто-то зарабатывает, сдавая квартиру или частный дом. Но таких мало. Хасиды снимают помещение только около могилы цадика Нахмана, и то лишь богатые. Львиная часть паломников предпочитают минимизировать расходы и живут в огромных ангарах из клеенки среди поля. Это ангарное местечко ежегодно готовит для своих членов община.
Прибыль от квартир ежегодно, все меньше и меньше, потому что хасиды скупили много помещений и сами сдают их своим сородичам.
Хасиды - не туристы, они предпочитают меньше всего тратиться в магазинах. Их не интересует жемчужина паркового искусства - знаменитая "Софиевка". Они почти не ходят в кофейни и рестораны. "Лишь молодые слоняются по барам. Женщин там ищут", - рассказывали женщины, с которыми мы общались. На наше удивление ("Так это же грех!"), уманчанки рассмеялись. "Многие хасиды в Умань приезжают, чтобы временно забыть, что такое грех. Здесь общине трудно за всеми проследить. Вот и грешат в свое удовольствие".
Пока мы говорим о грехе, улица наполняется безгрешными - хасидами в белых халатах. После праздничной молитвы в синагоге и паломничества на могилу Нахмана верующим снимаются все грехи и они могут одеть белые халаты, белые шапочки и даже белые носки. Через несколько дней все хасиды станут опять черными и мрачными. А пока еще площади вокруг наполняют возвышенные веселые фигуры - евреи встречают свято очищения. Впереди хасидов ожидает ночь, проведенная в молитвах, а дальше много веселого, что разрешено лишь на праздник Нового года. Например - водка. Это единственный товар, который хорошо разбирается в уманских магазинах.
Во всем другом выгоды от нашествия паломников для местных почти нет. Поэтому не удивительно, что местные говорят о хасидах лишь в негативной тональности. Но агрессии нет. Две абсолютно разных культуры как-то уживаются в Умани на время иудейского Нового года.
Единственными заложниками "хасидского вопроса" стали уманские гайдамаки Гонта и Железняк. В 1999 году я был в Умани около памятного камня героям национально-освободительной борьбы украинского народа. Местная и киевская власть тогда обсуждали вопрос об установлении на этом месте памятника. Однако его до сих пор нет. Неофициально это объясняют нежеланием обижать чувство хасидов, мол, гайдамаки резали евреев. Хотя, если это касается денег, то хасидов и так ежегодно обижают. Например, когда суд налагает арест на землю, где расположена синагога или могила цадика Нахмана и отдельные бизнесмены угрожают продать ее с молотка, пока не получают откупные.
Поэтому смешно, когда представители власти отсутствие памятника уманским героям объясняют национальными обидами. Вероятно, на памятнике Гонте и Железняку просто денег не заработаешь.
Категория: Наш родной город | Просмотров: 1697 | Добавил: Бо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]