Вторник, 07.01.2025, 20:14
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Главная » 2010 » Февраль » 16 » Умань. Праздник Рош-га-Шана
14:50
Умань. Праздник Рош-га-Шана

Умань, Умань, Рош-Га-Шана -- так начинается песня уманского барда Марата Школьника, которая стала гимном празднования еврейского Нового года в Умани, и которую исполняют ежегодно несколько тысяч евреев из 60 стран мира, когда они приезжают на празднование Рош-Га-Шана в Умань.

Умань - город в Черкасской области, с населением в 100 тысяч человек. В городе несмотря на непрекращающиеся выезды евреев, еврейская община есть, она насчитывает несколько сот человек и принимает активное участие в жизни общин Еврейской Конфедерации Украины. Еврейское движение не избежало общих негативов, в том числе и раскола. но это не самое страшное. Вместе с общиной работает и общество еврейской культуры "Джерело". Умань возникла как еврейское местечко в XVI веке. Перед Великой Отечественной войной евреи составляли более половины населения города и проживали в центральной части города.

Переселявшиеся в Умань из сел крестьяне селились по окраинам, которые и сейчас называются предместьями: Ивангородское, Звенигородское, Мещанка, Лысая Гора и т. п.

Фашисты уничтожили в Умани 28 тысяч евреев. Эту цифру назвал офицер германской армии Курт Бангель, принимавший участие в акции в Умани, причем он сослался на своих солдат, которые подсчитали количество уничтоженных. Думаю, что в этом вопросе немцам можно верить.

Сейчас ежегодно еврейская община перед Днем Победы и 8 октября, в день, когда была совершена акция уничтожения, посещает место, названное Сухой Яр и отдает почести погибшим.

Начиная с 1988 года на праздник Рош-Га-Шана в Умань приезжают паломники -- хасиды почтить память праведника цадика Нахмана. В первый год приехало немногим более 400 человек, в 1999 году -- более 7,5 тысяч. Уманчане уже привыкли к необычному виду этих людей, к их одежде черного цвета, к пейсам, к длинным платьям женщин и к их обычаям. Привыкли даже к тому, что такую массу людей нужно разместить по квартирам, причем выполнить все их "капризы" в доме не должно быть женщин, телевизора, радио, картин, портретов, свет в праздничные дни должен гореть круглосуточно, в холодильнике не должна включаться и выключаться электролампочка и др. Но оплачивается аренда квартиры щедро. Если учесть, что хасиды расселяются в частных домах, а некоторые хозяева берут к себе до 50 человек, то как говорил незабвенный Аркадий Райкин, это "сумасшедшие деньги". Кроме того, полностью оплачивается работа в дни праздников милиции, энергоснабжения, водоканал, коммунальная и другие службы.

В свое время Указом Президента Украины, площадь размером в несколько гектаров сдана в аренду Всемирной организации брацлавских хасидов для создания мемориального центра. Сейчас этот, в прошлом полузаброшенный район благоустраивается. Построено новое красивое здание, которое одной стеной стоит на самой могиле цадика. Построено 9-ти этажное здание гостиницы. Строится самая большая в мире синагога.

Кем же был рабби Нахман, что он так почитаем еврейми многих стран мира? Рабби Нахман был еврейским мудрецом, выходцем из местечка Меджибож, в Западной Украине. Проезжая через Умань он посетил еврейское кладбище, где были похоронены жертвы еврейских погромов движения Б.Хмельницкого, И.Гонты и других выдающихся борцов за самостийну Украину. Он выразил желание быть похороненным вместе с 30 тысячами своих единоверцев, лишенных жизни только за то, что они были евреями. За несколько лет до своей кончины он поселился в Умани и в 1810 году в возрасте 38 лет остался навсегда в Уманской земле.

Он после себя не оставил никаких научных трудов. но завещал, чтобы все его ученики и последователи ежегодно, в день Рош-Га-Шана посещали его могилу и читали здесь кроме положенных молитв Минха, Маарив, Мусаф также Тикун-Аклали -- десять псалмов, которые помогут исправить все в жизни. Обязательным также является цдока -- пожертвование для бедных.

До октября 1917 года хасиды всего мира посещали могилу цадика Нахмана. В 1920 г. правительство приняло решение кладбище снести и землю отвести для строительства жилых домов. Тогда один из богатых киевских евреев купил участок земли с могилой Нахмана и построил на этом месте домик.

В тридцатые годы паломничество к могиле Нахмана прекратилось. Только богатые евреи, в основном из Америки могли себе позволить приехать в Киев, ночью машиной без соответствующего разрешения проехать 200 км для того, чтобы помолиться прямо на улице возле дома, где была могила Нахмана, и к утру возвратиться в Киев под неусыпное око НКВД.

Как же сейчас проходит празднование Рош-Га-Шана в Укмани? Это замечательное зрелище. Гости приезжают на 5-7 дней комфортабельные автобусы доставляют их к улице Белинского, на которой находится могила цадика Нахмана.

До этого, большегрузными автомобилями доставляются продукты питания. И хотя за все 12 лет не было ни одного случая пищевого отравления или другого инфекционного заболевания, по линии всех Министерств Украины за 2-3 месяца до Рош-Га-Шана идут строгие директивы берегитесь, едут хасиды, они могут завезти инфекционные болезни и другие лихости. проверяйте, что они там привезут.

Но все это оказывается лишним. Хасиды с собой привозят свои лаборатории, которые сами проверяют продукты, места приготовления пищи и даже воду. В 1998 году им не понравилась уманская вода и немедленно был организован привоз поды из Полтавы. Большинство питаются в общественно столовой, в которой свои повара, свои официанты, которые находят время для молитв. Когда за столы садится несколько тысяч человек, то это впечатляет.

Столы сервированы образцовыми скатертями, образцовой посудой и в течение чесе все получают несколько блюд с множеством закусок, соусов, кетчупов и т. п. После еды скатерти вместе с посудой выносятся и столы накрываются вновь.

Но самое замечательное - это молитвы. В день пред праздником, ерев Рош-Га-Шана, примерно в 18-19 часов, все снимают свои традиционные черные лапсердаки и одеваются в белые халаты. Идет сплошной поток красиво наряженных людей к синагоге. Все поздравляют друг друга, обнимаются, целуются и занимают места в огромном зале еще строящейся, но уже красиво украшенной новой синагоге и в других помещениях.

Все уже совершили омовение в микве. Начинается миква. Замечательный сильный голос хазана слышен и на улице, где стоят те, кому пока (ведь подготовлен только I этаж из трех) не хватило места в здании. Наступает время молитвы "Встреча субботы".

Многотысячный хор поет "Лехо доди" и песня слышна далеко вокруг. После молитвы "Маарив" все отправляются на вечернюю трапезу, торжественный ужин, после которого молитва продолжается, но уже в индивидуальном порядке.

Почти у каждого приехавшего есть свои записки с просьбами к рабби Нахману от родственников-друзей, соседей помочь в излечении от болезни, в разрешении бытовых трудностей, прочесть особую молитву - все это делается индивидуально, а записки складываются в особые ящики.

На следующее утро все одеты в талиты (талесы) и проводится молитва "Шахарит" и чтение Торы. Вызывает восхищение торжественность момента и трепетное отношение верующих евреев к свитку, данному евреям Всевышним. Особый момент в это время - слушание шофара, игры на бараньем роге. Это неповторимо и, хотя игра длится несколько минут, впечатление от игры виртуозов остается очень надолго.

Один из самых запоминающихся моментов - когда многотысячная, но организованная масса празднично одетых, одухотворенных людей следует к водному источнику, примерно в полукилометре от синагоги. Там нужно помолиться, вытряхнуть пыль и крошки из карманов, как бы сбросить с себя все старое, прошлогоднее, и ритуальный танец у воды, праздничные песни и толпы наблюдающих со склонов прилегающих высоток за торжественным, но непонятным обрядом встречи Нового года.

Вечером - снова молитва. Почти все приехавшие находят возможность посетить чудесный парк Софиевку. И хотя в дни праздника ничего покупать нельзя - евреям запрещено держать в руках деньги - к моменту отъезда все везут домой сувениры: картины, рисунки, различные поделки, которых в других местах земного шара не сыщешь.

А члены уманской городской общины приходят на праздничные молитвы, миньян вместе с городским раввином Альбертом Шварц-Фишем принимают участие во всех мероприятиях.

Праздники Рош-Га-Шана проходят, но еще долго город живет воспоминаниями о торжествах. Отходят в прошлое неприязненное отношение к хасидам. Уже не бывает случаев, когда приходится вмешиваться милиции и специальному полицейскому посту из Иерусалима. Вспоминаются первые годы, когда мне приходилось переводить претензии местных жителей, сдавших квартиры к своим жильцам. Почти все, кто жаловался, что хасиды вывели из строя холодильник (а такие случаи бывали) получали в возмещение полную стоимость. Но жалобы были самые различные. Припоминается мне, как один из домохозяев на полном серьезе доказывал, что хасиды в дни Рош-Га-Шана сломали ему крышу дома. Ему было отказано в возмещении стоимости крыши, так он не совсем трезвым голосом заявил, что на следующий год никто из местных жителей не примет ни одного человека. А сейчас, задолго до заезда оббивают пороги с просьбой поставить на постой хасидов, и уже холодильники не ломаются и вообще нет почти никаких претензий.

В дни Рош-Га-Шана город живет этим праздником. В транспорте, на улицах, на рынке, в магазинах -- разговоры только о хасидах. Праздник Рош-Га-Шана стал праздником города.

Категория: Наш родной город | Просмотров: 1876 | Добавил: vital1982 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 vital1982  
0
Согласен но статью не я писал))) cool

1 Бо  
0
святом для місцевих це не назвеш.... angry

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]