Уманская резня В истории есть вопросы, на которые трудно отвечать даже по истечении многих столетий. Ну, например, кто виноват в том, что распяли Иисуса Христа? Или в том, что монголы разгромили Киевскую Русь? А о чем думал Богдан Хмельницкий, когда подписывал договор с «москалями»? Вопросы эти трудны тем, что наглядно демонстрируют отсутствие так называемой «объективной» истины и каждый, кто пытается отвечать на них, оказывается на острие непрекращающихся дискуссий. На этот раз речь пойдет об одной из кровавых страниц в истории трех христианских церквей: католической, православной, униатской. Гайдаматчина Во второй половине 18 века Украина оставалась разделенной на две части и обе пребывали не в лучшей ситуации. Левобережье уже стонало под властью царской России. Единственной вольной территорией оставалась Запорожская Сечь, но и здесь чувствовались глубокие внутренние противоречия. Сечевая верхушка, с одной стороны официально Стихийное народное движение получило название - Гайдаматчина поддерживала политес с Петербургом, а с другой стороны, не запрещала своим ватагам присоединяться к стихийным народным движениям. И отряды «разбойников»-гайдамаков свободно курсировали на Лево и Правобережье Днепра. Не проще складывалась ситуация в «польской» Украине. Саму Польшу прибирали к рукам Россия и Австро-Венгрия. Для борьбы за независимость национально настроенная польская шляхта создала свою конфедерацию. В ответ на территорию Польши были введены русские войска. Местное украинское население возлагало на россиян определенные надежды и среди гайдамаков распространился слух о некой «золотой грамоте» от русского правительства. Если бы конфедераты стояли за исконно польские земли, украинцы отнеслись бы к ним более лояльно. Но среди своих основных задач польские националисты видели окатоличивание православного населения. Орудием окатоличивания была избрана униатская церковь. С 1764 года на украинских землях фактически уничтожили свободу вероисповедания, униатскую церковь объявили единственно законной, а всех непокорных – «схизматами» (еретиками), подлежащими суровому суду. Сохранились описания некоторых методов расправы над «неверными». В городе Млиеве православная громада не хотела пускать священника-униата и один из православных по имени Данила Кушнир, согласно общему решению, спрятал у себя церковную дароносицу. Данилу обвинили в еретизме. За это его обмотали тряпьем, обмазали смолой и подожгли. Палач, пораженный стойкостью старика, проводил его в последний путь со словами: «Не бойся, старик, Бог с тобой!» Затем Кушниру отрубили голову и прибили к длинной жерди.Чтобы понять эти надежды, надо обратиться к вопросам веры.Православные священники пытались вмешиваться в суды над членами своих парафий, обращались к польским властям и русским представителям, но все тщетно. И тогда союзниками православной церкви оказались гайдамаки. Колиивщина На любую жестокость со стороны поляков, гайдамаки отвечали двойной жестокостью. Доставалось также и еврейскому населению, представители которого служили польской администрацией на местах. Некоторые действия гайдамаков невозможно описывать и сейчас, можно запросто схлопотать обвинение в национальной розни. Старые улицы Умани молчат о тех далеких кровавых событиях. Среди событий народного движения под знаменами православия, получившего название Колиивщины, наиболее поражает и ужасает Уманская резня.Имея идейную поддержку и военную выучку, Железняк направил свой главный удар на Уманскую крепость. Кроме того, неожиданно для поляков на сторону восставших перешел уманский сотник Иван Гонта. Украинец по происхождению, он состоял на польской службе и чувствовал себя «чужим среди своих и чужим среди чужих». Моральные колебания кончились при подходе Железняка к Умани. Гонта оставил поляков, которые всячески третировали его за украинское происхождение и удивительно, что польские историки до сих пор спорят о мотивации поступков Гонты. Ослабленный «предательством» Ивана Гонты, Уманский гарнизон состоял большей частью из бежавших в город окрестных евреев. Они мужественно защищались, пока не кончились боеприпасы, а затем сдались на милость победителей. Однако, как это ни дико звучит, но именно в вопросах веры милость оказалась невозможна. Только в течение одного дня в Умани было вырезано до 18 тысяч евреев и поляков. Пощадили только тех, кто добровольно принял православие. Кровавая расправа Ворвавшийся в овечий загон волк часто режет овец не от голода, а распаляясь видом и вкусом крови. Так поступали гайдамаки, так им ответили поляки, но любопытно, что свою роль отыграли и россияне. Подавляя выступление польских конфедератов, русские откликнулись и на призыв официального варшавского правительства оказать помощь в борьбе с гайдамаками. Считая русских православными союзниками, гайдамаки поддались на заранее спланированную провокацию. Полковник донских казаков Гурьев пригласил Железняка и Гонту якобы для создания союза против конфедератов. Напоив простосердечную голоту, Гурьев приказал связать руководителей Уманской резни.Ивана Гонту, как предателя и нарушителя воинской присяги, выдали польским властям. Украинского сотника приговорили к лютой средневековой казни, в течение 14 дней. 10 дней палач должен был вырезать кусок кожи («ремень») со спины осужденного, на 11-й – отрубить обе ноги, на 12-й – обе руки, на 13-й вырвать из груди сердце, на 14-й – отрубить голову. Правда, экзекуция продолжалась всего три дня, и Гонте, показавшему пример нечеловеческого мужества, милостиво отрубили голову. Максима Железняка и еще 73 запорожца из числа гайдамаков, судили в Киеве, как российских подданных. Все они были отправлены в Сибирь. По дороге сподвижники устроили им побег (у г. Ахтырка на Харьковщине), но ослушников поймали и остаток дней они провели на каторге. Так завершилась Уманская эпопея, ее последствия могут болезненно восприниматься и сейчас, спустя более, чем 200 лет. И, по-прежнему иерархи христианских церквей не так часто следуют простой и короткой молитве: «Господи, сохрани нас в мире».
|